О правильном понимании духовной жизни

(Евангелие от Матфея, 29 зачало, глава IX, стихи 1-8)

 

Господь Иисус Христос, «войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город. И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели» (ст. 1–2). Человек этот был столь болен, что его, как говорит евангелист Марк, «несли четверо» (Мк. 2, 3). Он был совершенно беспомощным и не способным к самостоятельному передвижению.

«И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои» (ст. 2). Увидев веру самого расслабленного и веру тех людей, которые его принесли, Господь прощает больному его грехи. Ведь для верующего человека самое главное – это не земные блага, не здоровье, не попечение о чем-то телесном и суетном, а забота о своем внутреннем, нравственном состоянии, стремление к тому, чтобы получить от Бога прощение грехов, ибо нет такого человека, который жив будет и не согрешит. И святой апостол Иоанн Богослов пишет: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1, 8–9), и потому всякий искренне верующий человек желает единственного, что необходимо для спасения его души, – прощения грехов. Даже самые великие праведники, даже преподобные и богоносные отцы, сподобившиеся бесстрастия и дара чудотворений, достигали такого состояния через покаяние. Однако и в этом состоянии человек, если, конечно, он истинный праведник, а не какой-то прельщенный, продолжает осознавать себя грешником и каяться. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что покаяние – это начало, середина и конец духовной жизни.

Видя искреннюю, неподдельную веру людей, пришедших к Нему за помощью, Господь Иисус Христос сказал им именно то, что могло их утешить и принести им истинную пользу. Даровав расслабленному прощение грехов, Он даровал утешение и людям, заботившимся о нем, потому что больной получил единственно важное для своего спасения.

«При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует» (ст. 3). У образованных, начитанных людей, которые приобрели свои знания только из книг, а не из собственного опыта, часто складывается превратное мнение о духовной жизни. Даже когда они читают книги необходимые и полезные, они понимают их неправильно, потому что не имеют опытного познания духовных истин. Так и иудейские книжники, хотя и изучали книги Священного Писания, но не имели опыта, который бы соответствовал учению Писания, и потому понимали его превратно. Нечто подобное часто происходит с теми людьми, которые интересуются одной теорией не только в деле спасения души, но и в любом человеческом занятии. «Он богохульствует», – сказали в себе книжники, потому что превратно понимали происходящее на их глазах: им показалось, что Господь Иисус Христос дерзнул на то, что прилично только Единому Богу, – прощать грехи может только Бог. В этих дерзновенных словах Господа, в Его любви к ближнему книжники не увидели действия Божественной силы, а правильнее сказать, они не поняли, что от Господа исходит Божественная сила, что Он Сам как Бог является источником этой силы. Не заметили они и того, как изменился сам расслабленный, как на его лице и во всей внешности отразилось состояние внутреннего облегчения и радости. Не увидели они, что и близкие больного утешились словами Господа. Из всех этих видимых признаков книжники уже могли сделать вывод о том, что Господь отнюдь не богохульствует, но, наоборот, проявляет Свою Божественную силу, прославляет Своего Небесного Бога Отца, Который имеет любовь ко всем: и праведным, и грешным. Прославляет и Самого Себя как Бога. Подобно всякому человеку, увлеченному теорией, книжники были поглощены отвлеченными сведениями, почерпнутыми из книг, и не обращали внимания на реально происходящие события.

«Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?» (ст. 4). Обличив помышления книжников, Господь Иисус Христос проявил Свое Божественное свойство всеведения – способность знать все, даже тайные помышления людей. Ведь иудеи «сказали сами в себе», то есть внутренне (может быть, при этом и переглянулись между собой), но произнести вслух: «Он богохульствует» они не посмели. А Тот, Кто знает тайные грехи человека, совершаемые в душе, в мыслях, Тот, несомненно, имеет власть и силу прощать грехи. «Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?» (ст. 4–5). Люди недуховные полагают, что слова «прощаются тебе грехи», безусловно, сказать легче, потому что внутренняя жизнь им кажется невидимой, неощутимой. Она для них как бы нереальна, не имеет определенных границ и критериев, обладает некой эфемерностью и о ней нельзя сказать ничего конкретного. Прощены грехи или нет, как будто бы никто не сможет проверить, а сказать парализованному человеку: «Встань и ходи» не решится тот, кто не имеет духовной силы.

«Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой» (ст. 6). Господь говорит так для того, чтобы преодолеть неверие этих людей и показать им, что Он – Сын Божий, Который стал Сыном Человеческим и имеет власть прощать грехи. «И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой» (ст. 7). По-славянски сказано: «Возьми твой одр», то есть не просто постель, а носилки. Человек, который только что был расслаблен и не способен самостоятельно передвигаться, которого вынуждены были нести четыре человека, не только исцелился, но совершенно окреп, так что поднял то ложе, на котором его принесли. Так Господь показал, что Тот, Кто может исцелять телесные болезни, имеет власть и прощать грехи. Нужно обратить внимание на то, что это знамение, это чудо было совершено для неверующих людей. И если Господь Иисус Христос простил больному грехи, потому что увидел веру его самого и его близких, то исцеление Он совершил, видя неверие книжников. При этом как вера, так и неверие внешне никак не проявились, ведь расслабленный не обращался к Господу с просьбой об исцелении, а книжники не упрекали Его вслух. Однако Господь увидел в сердцах одних людей веру, а в сердцах других – неверие. Потому прощение грехов нужно верующим людям, а чудеса – людям неверующим или маловерующим.

«Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам» (ст. 8). Одни верят и ищут не чудес, а только прощения грехов, ибо только оно и необходимо людям, а другие могут поверить лишь тогда, когда увидят нечто необыкновенное. Не будем искать чудес, не будем искать внешнего подтверждения истинности нашего учения. Будем искать этого подтверждения только внутри себя, потому что очищение души и прощение грехов для истинного христианина столь же ощутимо и зримо, как и явное, видимое чудо. Духовная жизнь не есть нечто абстрактное и эфемерное, о чем нельзя сказать ничего определенного. Это ошибочное мнение неопытных и маловерных людей. Истинно верующий человек живет духовной жизнью и руководствуется своей верой. Он видит многочисленные и вполне определенные изменения, происходящие в нем как от действия благодати, которая очищает его от страстей или ослабляет их действие, так и от действия лукавого, который соблазняет его на тот или иной грех. Наша жизненная задача – сделать свою внутреннюю духовную жизнь вполне определенной, плодотворной, для того чтобы наше внутреннее, духовное расслабление исцелилось действием благодати Божией, чтобы мы стали людьми, которые уже не нуждаются в помощи посторонних людей, более здоровых духовно, и которые способны действовать самостоятельно.

Приблизившись к Господу, расслабленный по своей вере получил от Него возможность впредь передвигаться без посторонней помощи, а нам нужно стремиться к внутреннему исцелению, к тому, чтобы Господь простил нам наши грехи и мы смогли бы самостоятельно совершать дело Божие и жить по Евангелию Христову.

                                                                                                                     11 июля 1999 года                                                                                                                                  Схиархимандрит Авраам (Рейдман)