«Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15).

 

Прощеное воскресенье

Просить прощение перед Великим постом одна из самых древних традиций.

Великий пост трактуется как своеобразная сорокадневная война с самим собой, со всеми своими недостатками. Важно понимать, что Пост – это не только воздержание от пищи. Пост – это средство, чтобы сосредоточиться и подумать о своей душе. Без этого пост становится всего лишь диетой. При этом есть даже предупреждение, что само только воздержание от пищи, без молитвы, без внутреннего взгляда в свою душу, может быть опасным. Потому что, если человек просто долго не ест, не понимая для чего, то он может попросту нанести вред своему физическому здоровью, не приобретя при этом никаких духовных добродетелей.

И как раз для того, чтобы человек понимал, что такое пост, и насколько он важен, Церковь установила подготовительный период в несколько недель, каждая из которых имеет свое определенное посвящение. В этот период за Литургией в воскресные дни читаются отрывки из Евангелия, в которых нам подается образ Добродетели.

Весь подготовительный период посвящен тому, что Церковь говорит нам о тех добродетелях, которые нам необходимы, чтобы начать правильно поститься. Нам как бы дается возможность начать все с начала. Почему мы и просим прощения.

Можно даже сказать, что «духовный год» для человека начинается с первого дня Великого поста. Потому что он просил прощения у всех, кого обидел в течении года, и сам простил. Ибо «без прощения своего – ты не надейся на прощение Божье». А прощение – это и покаяние, и смирение. В Великий пост мы должны вступить в состоянии примирения с ближними. Это время очищения, духовного обновления перед Пасхой, соответственно, нужно постараться положить начало своему очищению, освободиться от бремени вины перед ближними, и действительно со всеми примириться, всех от сердца простить.

В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения. Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения – чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и – благодаря этому – с Самим Богом.

Настоятель храма говорит слова наставления и испрашивает прощения у духовенства и народа со словами: «Благословите, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика (все, чем) согрешил в сей день делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы». После этого он кланяется до земли. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог да простит тя и помилует, отче святый. Прости и помолися и о нас, грешных». Священник произносит «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас».

Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства, а затем прихожане, подходят к настоятелю, целуют Крест, просят прощения и целую Крест. Затем принято кланяться друг другу, просить прощения и в знак прощения отвечать: «Бог простит», прощая человека не формально, на словах, а искренне, от всего сердца.

В конце службы во многих храмах поются песнопения Пасхи («Воскресения день», оканчивающееся словами «простим вся воскресением»), напоминая о том, что пост – это путь к Пасхе, которая уже близко.

Все желающие приступить к подвигу поста и молитвы, все желающие пожать плоды от своего покаяния, услышьте Слово Божие, услышьте завет Божий: простите ближним согрешения их пред вами (Святитель Игнатий Брянчанинов).

Бог милосерден. Он – абсолютная Любовь, абсолютное Долготерпение. Если мы всегда будем осознавать это, нам будет легче посмотреть на многие вещи, и это даст нам силу бороться с теми недостатками, которые есть внутри нас, и с теми недостатками, которые есть вокруг. Но не силой ненависти, а силой Любви.