Седмица сырная — сплошная (Масленица)

 Сырная седмица  — подготовительная и последняя сплошная седимца, которая начинается с понедельника, следующая за Неделей о Страшном Суде. На сырной седмице не вкушается мясо, но пост на остальные скоромные продукты в среду и пятницу отменяется.

Церковь, снисходя к нашей немощи и постепенно вводя нас в подвиг поста, установила в последнюю седмицу пред Четыредесятницей употреблять сырную пищу, «дабы мы, от мяса и многоядения ведомы к строгому воздержанию… мало-помалу от приятных яств приняли бразду, то есть подвиг поста». В сыропустные среду и пятницу пост положен более строгий (до вечера).

Песнопениями сырной седмицы Церковь внушает нам, что эта седмица есть уже преддверие покаяния, предпразднство воздержания, седмица предочистительная. В этих песнопениях Святая Церковь приглашает к сугубому воздержанию, напоминая о грехопадении прародителей, происшедшем от невоздержания.

В сырную субботу совершается воспоминание святых мужей и жен, в подвиге поста просиявших. Примером святых подвижников Церковь укрепляет нас на подвиг духовный, «яко да и первообразному, незлобивому взирающе житию их, многовидныя и различныя делаем добродетели, якоже комуждо сила есть», помня, что и святые подвижники и подвижницы, прославляемые Церковью, были людьми, облеченными немощами плоти подобно нам.

Последнее воскресенье пред Великим постом имеет в Триоди надписание (наименование): «В Неделю сыропустную, изгнание Адамово». В этот день воспоминается событие изгнания наших прародителей из рая.

Достаточно распространено мнение, что масленица – это праздник (или обычай) скорее языческий, а не православный. Это не совсем так.

Эта подготовительная неделя к Великому посту посвящена в христианском смысле одной цели – примирению, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу – в этом христианская составляющая масленицы.

 

Из книги С. В. Булгаков. Настольная книга для священно-церковно-служителей: Сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественного духовенства, 1913 г.:

Свое наименование эта седмица получила от того, что святая Церковь, постепенно вводя верующих в подвиг святая поста, с наступлением Сырной седмицы ставит их на последнюю ступень приготовительного воздержания запрещением вкушать мясо и дозволением вкушать сыр и яйца, чтобы приучить отказаться от приятных яств и без печали переходить к посту. В просторечии она называется масляной или масляницей. Святая Церковь называет ее “светлым предпутием воздержания” и “началом умиления и покаяния.” Такое значение Сырной седмицы подробно и раскрывается в еѐ Богослужении. В нем, особенно в канонах и стихирах, содержится похвала посту и изображаются его спасительные плоды. В течение седмицы это Богослужение тем в более тесное отношение входит с Богослужением святой Четыредесятницы, чем ближе подходит время этой последней. Таким образом, святая Церковь, высоко почитая время святой Четыредесятницы, как время святое, очистительное и безмерно важное для христианина, с истинно мудрой предусмотрительностью и последовательностью все направляет к тому, чтобы ввести нас в “пречестные дни святой Четыредесятницы” предочищенными, готовыми к посту и покаянию.

 

На эту тему размышляет управляющий делами УПЦ митрополит Антоний (Паканич):

http://pravlife.org/content/kak-pravilno-provesti-maslenicu