Пять тысяч мужчин, кроме женщин и детей, стало быть более десяти тысяч человек, слушали учение Христа Спасителя, слушали целый день и с таким наслаждением питались нетленной пищей, что забыли о вещественной. Может быть, люди еще нескоро вспомнили бы об этой необходимой потребности, если бы не напомнили о том Спасителю Его ученики. Ученики подошли ко Христу и сказали: «Место здесь пустое, а время позднее; отпусти народы, чтобы они в соседних городах и селах купили себе хлеба». «Вы дайте им есть», — ответил Господь. Но что было дать, если у всех присутствующих оказалось только пять хлебов и две рыбы? Несмотря на такое малое количество, Христос велел найденное подать Ему и, воззрев на небо, благословил, преломил и дал ученикам, ученики стали раздавать народу. И дивное дело — ели все и насытились, и даже оказался остаток: собрано двенадцать коробов кусков, как бы в доказательство, что не в воображении было все случившееся, а на самом деле (Мф.14,14-21).

Какое трогательное сострадание проявляет Господь к народу, пришедшему во множестве слушать животворящее слово Его и исцелиться от недугов своих!

Увидев множество народа, говорит Евангелист, Господь сжалился над ними и исцелил больных их. Этим Он учит нас любви и состраданию к людям. Он подает нам пример всякой добродетели. «Я показал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я» (Ин.13,15). Конечно, в пределах возможного. Вы не можете исцелять? Но можете сочувствовать больному, навестить его, утешить, помочь. Вы можете накормить голодного, напоить жаждущего. Мы должны уделять нуждающемуся и из малого, по силе возможности, ибо и малое Господь силен умножить, так что дающий неимущему не обеднеет. Апостолы имели только пять хлебов и две рыбы, а эта малость сделалась великим множеством.

В чуде Христовом заслуживает внимание и то, как Христос приступил к насыщению народа. «Воззрев на небо, благословил», — говорит Евангелист. Обращение к Отцу Небесному, прославление Его, одним словом — молитва, вот что предшествовало этой благодатной трапезе. И у нас есть благочестивый обычай перед вкушением пищи обращаться с молитвою к Богу. Не дорого ли для нас, что этот обычай освящен примером Самого Господа? Мы должны подражать Христу, хранить этот обычай. Садясь за стол, мы непременно должны вспомнить Того, Кто питает нас, а насытившись, — возблагодарить Его. Кто Бога любит, тот не может забыть о Нем при пользовании Его дарами, когда бы это ни было и где бы это ни было.

Нынешнее Евангелие учит нас и тому, что истинный хлеб наш, хлеб жизни вечной есть Господь Иисус Христос и что мы должны заботиться не только о тленном, но и о нетленном, о пище, дающей жизнь вечную, о причащении Пречистого Тела и Крови Христовой, о слушании и чтении слова Божия, которое есть духовная пища, о молитве, насыщающей душу благодатию.

Когда народ после чудесного насыщения стал ходить за Иисусом Христом, Он сказал: «Истинно говорю вам: вы ищите Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий… Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес… Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин.6,26-35).

Господи, питая нас хлебом насущным, насыти нас пищей нетления. Дай нам на всякое время и на всяком месте иметь чувство страха Твоего, и чтобы все, что ни делаем мы, было, по слову Апостола, во славу Твою.

Аминь.

Блаженнейший митрополит Владимир