Шестая и последняя неделя поста знаменуется двумя важными событиями — Лазарева субота и Вход Господень в Иерусалим.

Лазарева суббота повествует о воскрешении умершего Лазаря, брата Марфы и Марии, живших в Вифании. Чудесное воскрешение произошло через четыре дня после смерти Лазаря, весть о котором разнеслась по Иудее. Многие иудеи приходили в Вифанию и, удостоверившись в действительности этого величайшего чуда, становились последователями Христа.

После воскрешения Лазаря второе событие при последнем путешествии Иисуса Христа на Пасху, прославившее Господа и предварившее Его страдания и смерть, был Вход Господень в Иерусалим.

Торжественный вход Иисуса в Иерусалим был вступлением Его на путь крестных страданий. Все четыре евангелиста – Марк, Матфей, Лука и Иоанн рассказывают об этом в своих Евангелиях.

Торжественный вход в Иерусалим является исполнением пророчества Захария о Христе как о грядущем Царе:

«Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9, 9).

Исполняя данное пророчества Ветхого Завета, Христос именно таким торжественным образом въезжал в Иерусалим, но не как Царь земной или победитель в войне, а как Царь, Царство которого не от мира сего, как Победитель греха и смерти.

У евреев был обычай: цари и победители въезжали в Иерусалим на конях или ослах, и народ торжественными криками, с пальмовыми ветвями в руках встречал их. Пальмовая ветвь — символ веселия и торжества. Она же, как символ мужества, давалась в награду победителям. Поэтому толпа с пальмовыми ветвями в руках и встречает у ворот города шествующего на осле Спасителя как Победителя смерти.

И пред входом и при самом входе своем Иисус Христос являет, что Ему совершенно известно то, что предстоит Ему в Иерусалиме, и что шествие Его сюда на страдания и смерть добровольно. Таким образом, торжественный вход в Иерусалим, который в то же время есть шествие Спасителя на вольные страдания и смерть, есть образ водворения Царя Славы в Царствии Его. Сам же Иерусалим является образом благодатного Царствия Божия, Иерусалима горнего.

Шестая и последняя неделя Великого поста называется неделей ваий,  Неде­лей цве­то­нос­ной. Название шестой недели происходит от греческого слова «вайи». Так называют разлапистые широкие листья пальм, которыми жители Иерусалима устилали дорогу перед въезжающим в город Христом за неделю до Его Распятия.

У нас же этот праздник называется «Вербным воскресением», т. к. вайи заменяются ветками, как правило, ивовых растений — вербы, ивы, ветлы или других деревьев, которые первыми распускаются весной, в ознаменование тех ветвей, которые резали иудеи, встречавшие Иисуса в Иерусалиме.

На праздник Вход Господень в Иерусалим все прихожане храма Святителя Николая на Монастырском острове г.Днепр получили в подарок освященные ивовые и вербовые веточки.

Ла­за­ре­ва суб­бо­та и Вход Господень в Иерусалим слу­жат пе­ре­хо­дом от Че­ты­ре­де­сят­ни­цы к Страст­ной сед­ми­це. Свя­тая Че­ты­ре­де­сят­ни­ца – это вре­мя под­го­тов­ки, а Страст­ная – это уже не пост, а цель по­ста, то, к че­му мы го­то­ви­лись, и в чем мы долж­ны, под­го­то­вив­шись и по­тру­див­шись в ме­ру сво­их сил, участ­во­вать.