Шестая и последняя неделя поста знаменуется двумя важными событиями — Лазарева субота и Вход Господень в Иерусалим.
Лазарева суббота повествует о воскрешении умершего Лазаря, брата Марфы и Марии, живших в Вифании. Чудесное воскрешение произошло через четыре дня после смерти Лазаря, весть о котором разнеслась по Иудее. Многие иудеи приходили в Вифанию и, удостоверившись в действительности этого величайшего чуда, становились последователями Христа.
После воскрешения Лазаря второе событие при последнем путешествии Иисуса Христа на Пасху, прославившее Господа и предварившее Его страдания и смерть, был Вход Господень в Иерусалим.
Торжественный вход Иисуса в Иерусалим был вступлением Его на путь крестных страданий. Все четыре евангелиста – Марк, Матфей, Лука и Иоанн рассказывают об этом в своих Евангелиях.
Торжественный вход в Иерусалим является исполнением пророчества Захария о Христе как о грядущем Царе:
«Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9, 9).
Исполняя данное пророчества Ветхого Завета, Христос именно таким торжественным образом въезжал в Иерусалим, но не как Царь земной или победитель в войне, а как Царь, Царство которого не от мира сего, как Победитель греха и смерти.
У евреев был обычай: цари и победители въезжали в Иерусалим на конях или ослах, и народ торжественными криками, с пальмовыми ветвями в руках встречал их. Пальмовая ветвь — символ веселия и торжества. Она же, как символ мужества, давалась в награду победителям. Поэтому толпа с пальмовыми ветвями в руках и встречает у ворот города шествующего на осле Спасителя как Победителя смерти.
И пред входом и при самом входе своем Иисус Христос являет, что Ему совершенно известно то, что предстоит Ему в Иерусалиме, и что шествие Его сюда на страдания и смерть добровольно. Таким образом, торжественный вход в Иерусалим, который в то же время есть шествие Спасителя на вольные страдания и смерть, есть образ водворения Царя Славы в Царствии Его. Сам же Иерусалим является образом благодатного Царствия Божия, Иерусалима горнего.
Шестая и последняя неделя Великого поста называется неделей ваий, Неделей цветоносной. Название шестой недели происходит от греческого слова «вайи». Так называют разлапистые широкие листья пальм, которыми жители Иерусалима устилали дорогу перед въезжающим в город Христом за неделю до Его Распятия.
У нас же этот праздник называется «Вербным воскресением», т. к. вайи заменяются ветками, как правило, ивовых растений — вербы, ивы, ветлы или других деревьев, которые первыми распускаются весной, в ознаменование тех ветвей, которые резали иудеи, встречавшие Иисуса в Иерусалиме.
На праздник Вход Господень в Иерусалим все прихожане храма Святителя Николая на Монастырском острове г.Днепр получили в подарок освященные ивовые и вербовые веточки.
Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим служат переходом от Четыредесятницы к Страстной седмице. Святая Четыредесятница – это время подготовки, а Страстная – это уже не пост, а цель поста, то, к чему мы готовились, и в чем мы должны, подготовившись и потрудившись в меру своих сил, участвовать.