Неделя 2-я Великого поста  — память святителя Григория Паламы

Вторая неделя Великого поста подобна свежему дыханию, открывающемся на том поприще, который ведет верующих к пасхальным торжествам.  Первым в ряду святости, который сумел делом и словом объяснить, что же такое Божественная благодать, является Григорий Палама, архиепископ Солунский.

Григорий Палама родился в 1296 году в Малой Азии.  Его семья была вынуждена бежать в Константинополь во время турецкого нашествия, и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога (1282-1328). Отец святого Григория был крупным сановником при императоре, но рано умер. Несмотря на раннюю потерю отца, святой Григорий уже юношей прославился своей образованностью и начитанностью. Ему предлагаются высочайшие должности при императорском дворе. Но в 20 лет он уходит на Святую Гору Афон, где он становится аскетом и исихастом. В XIV веке среди святогорских монахов получило широкое распространение движение исихазма. Название происходит от греческого слова  hsucia — покой, молчание. Его последователи низводят ум в сердце, используют особый метод молитвенного делания, например, непрестанное повторение краткой Иисусовой молитвы, некоторые психофизические приемы концентрации внимания во время своего молитвенного правила.

В 30-е годы XIV века в жизни Восточной Церкви назревали события, поставившие святителя Григория в ряд великих вселенских апологетов Православия.

В это время в Константинополь из Калабрии (Южной Италии) приехал монах-философ  Варлаам. Он и его последователи учили, что сущность Бога недоступна восприятию человеком, что Божественное можно достигать только философским логическим путем через Писания, книги. Вскоре Варлаам поехал на Афон, познакомился с укладом духовной жизни исихастов и объявил умное делание еретическим заблуждением. И вот в защиту исихазма из среды афонского монашества возникает грандиозная фигура Григория Паламы. Проблема была так остра, что в середине XIV века состоялся ряд церковных соборов. И только благодаря участию в них Григория Паламы ересь Варлаамы и его последователей разрушается под неоспоримыми аргументами православного монаха. Именно он смог дать богословское объяснение Божественного света, явленного на горе Фавор, определить его как нетварную божественную энергию, проистекающую из самой природы Бога. Святитель Григорий, защищая учение о Божественном Фаворском Свете, говорил:

«Напыщенные мирской и тщетной мудростью и не внимающие мужам, опытным в духовном учении, когда слышат о Свете, осиявшем Господа на горе Преображения и виденном Апостолами, думают видеть в нем нечто чувственное и сотворенное…, хотя Сам Просиявший Светом на Фаворе ясно показал, что этот Свет не сотворен, назвав  его Царством Божиим (Мф. 16, 28)…

Везде присутствует Царь всяческих, и везде — Царство Его, так что пришествие Царства Его не означает перехода его с одного места на другое, но откровение его силой Божественного Духа…

Свет Преображения Господня не рождается и не исчезает и не подлежит чувствовательной способности и, хотя он был созерцаем телесными очами…, но таинники (ученики) Господа на то время перешли от плоти к духу, посредством изменения чувств, произведенного в них Духом…

Воссиял тот Неисповедимый Свет и таинственно явлен Апостолам… в то время, когда (Господь) молился; этим показано, что родительницей этого блаженного видения была молитва, что блистание происходило и являлось от соединения ума с Богом, и что оно подается всем тем, которые, при постоянном упражнении в подвигах добродетели и молитвы, устремляют ум свой к Богу. Истинную красоту свойственно созерцать только очищенным умом.

Господь же наш Иисус Христос Сам от Себя имел этот Свет.
По этой причине Он и не имел нужды в молитве для того, чтобы осиять Божественным Светом Свою плоть, но только показал, откуда этот Свет нисходит на святых Божиих, и каким образом можно созерцать его: ибо написано, что и святые «просветятся, как солнце» (Мф. 13, 43), то есть, всецело проникнутые Божественным Светом узрят Христа…

Мы веруем, что Он явил в Преображении не другой какой-либо свет, но только тот, который был сокрыт у Него под завесой плоти; этот же Свет был Свет Божеского естества, поэтому и Несотворенный, Божественный…»

Свои доводы святой Григорий изложил в богословском труде «Триады в защиту святых исихастов» (1338).  К 1340 году афонские подвижники с участием святителя составили общий ответ на нападки Варлаама — так называемый «Святогорский томос». В 1341 году в храме Святой Софии произошел спор святителя Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся на природе Фаворского света. 27 мая 1341 года Собор принял положения святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не чувственными и не сотворенными. Учение Варлаама было осуждено как ересь, а сам он, преданный анафеме, удалился в Калабрию, став там домашним учителем греческого языка у будущего гуманиста Франческо Петрарки и вождем западноевропейского возрождения.

В 1351 году Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность его учения.

За три года до кончины он вернулся в Солунь. Накануне его преставления ему явился в видении святитель Иоанн Златоуст.  Со словами «В горняя! В горняя!» святитель Григорий Палама мирно преставился к Богу 14 ноября 1359 года.

В 1368 году он был канонизован на Константинопольском Соборе при Патриархе Филофее (1354–1355, 1362–1376), который написал житие и службу святителю.

Святитель Григорий Палама является одним из величайших учителей богословия и догматической истины Церкви. Без преувеличения можно сказать, что не было бы его, не было бы и Православия. Именно он своим высоким богословием, почерпнутым из духовного опыта Церкви, приоткрывает завесу над тайной соединения человека с Богом.

Свт. Григорий Палама. Из Слова на Преображение Господне:

Мы же, отвращаясь и от древних, и от новых еретиков, веруя, как были научены: что Святые созерцают и как причастники разделяют царство и славу и сияние и свет неизреченный и благодать божественную, — но не существо Божие, — идем к сиянию благодатного Света, дабы познать и поклониться Трисиянному Божеству, во единице сияющему, неизреченному Сиянию из единой триипостасной природы; и очи помысла устремим на Слово, Которое с плотию ныне восседает превыше небесных сводов, Которое, как это подобает Богу, седя одесную Величия, как бы издали так обращается к нам: «Если кто желает примкнуть к сей славе, пусть, насколько это возможно, подражает Мне и шествует тем путем, которым Я шел на земле и представил в пример как образ жизни».

Итак, будем созерцать внутренними очами сие великое зрелище: наше естество, навсегда соединившееся в своей жизни с невещественным огнем Божества; и сняв с себя кожаные одежды, в которые мы оделись вследствие преступления, т.е. отвергнув земные и плотские заботы, станем на Святой земле: каждый создав свою личную Святую землю, достигнув сего путем добродетели и тяготения к Богу, чтобы нам возыметь дерзновение, когда Бог придет во свете и, притекши к Нему, воссиять и вечно пребывать с Ним, озаренными во славу Трисолнечного и единственнейшего Сияния ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

Тропарь, глас 8:

Православию наставниче, святителем украшение, Богословцем поборниче непобедимый, Григорие чудотворче, Солуню великая похвало, проповедниче благодати, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 2.

Премудрости священный и Божественный орган, Богословия светлую согласно трубу, воспеваем тя,  Григорие Богоглагольниче, но, яко ум, Уму Первому предстояй, к Нему ум наш, отче, настави, да зовем: радуйся, проповедниче благодати.